На состоявшемся в начале февраля 2012 года форуме «Россия-2012» Владимир Владимирович Путин среди инициатив по улучшению экономической ситуации в стране, инвестиционного климата, мер поддержки предпринимателей назвал введение института Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Институт Уполномоченногопри Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее – институт Уполномоченного) учрежден в целях развития предпринимательства, обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, их соблюдения органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, а также в целях снижения административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности.

Институт Уполномоченного способствует созданию условий развития предпринимательства, восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства, совершенствованию системы законодательства о субъектах предпринимательской деятельности, правовому просвещению по вопросам прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, форм и методов их защиты.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» институт Уполномоченного, осуществляет свою деятельность на федеральном и региональном уровнях.

Нормативное обеспечение работы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Уполномоченный) основывается на Федеральном законе от 07 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ) и региональном законе от 22 апреля 2013 года № 16-ЗАО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее – Закон ЯНАО № 16-ЗАО).

Данными нормативными правовыми актами установлены правовое положение, основные задачи и компетенция Уполномоченного.

Кроме того, определен порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб субъектов предпринимательской деятельности.

Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории автономного округа (далее также - заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

При осуществлении своей деятельности Уполномоченный вправе:

- запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимую информацию;

- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

- направлять в органы государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;

- направлять высшему должностному лицу автономного округа мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа;

- принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

- осуществлять иные действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральными и региональными законами.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с целью повлиять на его решения, за неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного, либо воспрепятствование его деятельности в иной форме, а также несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

В округе действуют нормы, предусматривающие административную ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного, а равно воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления обязанностей, установленных законом об Уполномоченном. Наказание за вышеперечисленные нарушения предусмотрено в виде штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 1000 до 3000 рублей (Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях»).

Распоряжением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2013 года № 153-рк на должность Уполномоченного назначен Бавдурный Дмитрий Александрович.

В соответствии с Законом ЯНАО № 16-ЗАО в целях содействия реализации полномочий лицом, замещаемого должность Уполномоченного, учреждены должности государственной гражданской службы автономного округа категории «помощник» и «советник». Аппарат Уполномоченного начал свою деятельность в июне 2013 года.

Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет средств окружного бюджета. В июле 2013 года в целях организационного, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности Уполномоченного создан «Отдел по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе». Отдел создан в государственном казенном учреждении «Аппарат Общественной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа» и состоит из начальника отдела и двух главных специалистов.

       Организация взаимодействия регионального омбудсмена с органами государственными власти, органами местного самоуправления, предпринимательским сообществом является необходимым условием эффективной работы института Уполномоченного. Взаимодействие организуется как путем подписания соглашений о сотрудничестве, так и путем участия в работе рабочих групп, советов при различных органах государственной власти, органов местного самоуправления и т.д.

Уполномоченным заключены соглашения о взаимодействии с Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Главным управлением МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа, департаментом экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, департаментом агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа, департаментом по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа, департаментом по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа, Торгово-промышленной палатой автономного округа, региональным отделением «ОПОРА РОССИИ», Общественной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецким окружным союзом потребительских обществ, Ямало-Ненецким региональным отделением общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», некоммерческой организацией «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа», некоммерческой организацией «Фонд микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Ямало-Ненецкого автономного округа», также подписано трехстороннее соглашение с уполномоченными по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Тюменской области.

Всего с органами государственной власти, организациями и объединениями за 2013 год заключено 24 соглашения о взаимодействии, с органами местного самоуправления 50 соглашений.

В соглашениях предусмотрена возможность выработки совместных решений, направленных на соблюдение и восстановление нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности, осуществление обмена информацией о фактах нарушения прав предпринимателей, рассмотрение обращений, поступающих к Уполномоченному, и принятие мер реагирования по их восстановлению, а также взаимодействие по вопросам совершенствования законодательства в сфере защиты прав представителей бизнес-сообщества.

Соглашениями предусматривается участие сторон в совещаниях, заседаниях, научно-практических конференциях, семинарах и иных мероприятиях по вопросам защиты прав предпринимателей.

Уполномоченный регулярно принимает участие в работе рабочих групп, общественных советов.

Основными задачами рабочей группы, общественного совета являются:

- организация систематического поступления и оперативного анализа информации о нарушениях прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

- обмен информацией о выявленных нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности, а также мерах, принятых в целях их восстановления;

- рассмотрение на совместных совещаниях результатов работы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, а также выработка предложений по их реализации;

- изучение с выездом в отдельные муниципальные образования причин нарушений прав предпринимателей;

- сотрудничество по вопросам участия в правотворческой деятельности в целях совершенствования законодательства, направленного на установление, соблюдение и реализацию прав, гарантий прав субъектов предпринимательской деятельности;

- рассмотрение заявлений предпринимателей о нарушениях их прав, принятие мер реагирования по восстановлению нарушенных прав предпринимателей;

- координация работы надзорных, контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти округа и т.д. в целях своевременного выявления и пресечения нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности;

- обобщение судебной практики и практики прокурорского надзора в данном направлении и выработка предложений по ее совершенствованию.

Так, региональный бизнес-омбудсмен включен в состав межведомственной рабочей группы по вопросам защиты прав предпринимателей при Управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе; в состав Общественного Совета при прокуратуре Ямало-Ненецкого автономного округа по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса; в состав Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе; в состав совещательного (консультативного) органа по рассмотрению проблемных вопросов субъектов среднего и малого предпринимательства, в части обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах при Главном управлении МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу; в Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе; в рабочую группу по внедрению оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Ямало-Ненецком автономном округе; в состав межведомственного совета при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа по противодействию коррупции; в состав межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией в Ямало-Ненецком автономном округе; в Совет по предпринимательству Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу; в состав координационного торгового совета в Ямало-Ненецком автономном округе.

С целью оказания содействия Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в деятельности по защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего бизнеса в окружной столице уже работает Общественная приемная Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, разработано и утверждено положение о работе Общественной приемной.

Общественная приемная создана в целях оказания консультативной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам защиты и восстановления их нарушенных прав и законных интересов путем преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства,  ликвидации нарушений прав предпринимателей, повышения правовой грамотности субъектов малого и среднего бизнеса, расширение информирования бизнеса о возможностях государственной поддержки.

С целью содействия деятельности регионального Уполномоченного проводится работа с общественными представителями (общественными помощниками), работающих на общественных началах, в муниципальных образованиях автономного округа.

Издан приказ об утверждении Положения об общественных помощниках, в настоящее время 13 помощников назначены на должность и приступили к выполнению своих обязанностей на общественных началах.

Общественные помощники активно включены в деятельность по защите прав предпринимателей. Так, в округе начата работа по взаимодействию органов Федерального государственного пожарного надзора МЧС России и общественных помощников Уполномоченного непосредственно на местах, которая заключается в совместных проверках, рассмотрении обращений хозяйствующих субъектов по вопросам, входящих в компетенцию органов надзора МЧС России. Проведено два совместных мероприятия с участием общественных помощников (проверка в п. Пангоды Надымского района и рассмотрение обращения в г.Новый Уренгой), которые показали эффективность данной работы, интересующей предпринимателей. Вопросы были решены на местах.

При участии общественных помощников оперативно осуществляется реагирование самим Уполномоченным на существующие проблемы предпринимателей.

В октябре 2013 года начал свою работу официальный сайт регионального Уполномоченного www.ombudsmanbiz89.ru.

На сайте можно найти всю необходимую контактную информацию, последние региональные новости в сфере защиты прав предпринимателей, также на сайте бизнес-омбудсмена размещены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность.

Кроме того, на сайте предусмотрена возможность онлайн-обращения, что позволяет оперативно реагировать на факты нарушения прав предпринимателей.

Определён и доведён до субъектов предпринимательской деятельности регламент работы Уполномоченного. Прием по вопросам, касающимся деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, д. 72, каб. 201, телефон (34922) 2-25-72.

Необходимую консультацию можно получить также у специалистов, каб. 203, по телефонам (34922) 2-25-74, 2-25-73, 2-22-43.

Предприняты меры по созданию в регионе автономной некоммерческой организации «Центр общественных процедур» Бизнес против коррупции», призванный объединить усилия российского делового сообщества, государственных структур, лидеров общественных организаций, направленные на борьбу с коррупционным давлением на бизнес и рейдерством.

Центры в регионах создаются для оказания содействия в рассмотрении обращений предпринимателей по конкретным случаям коррупции на базе общественной и экспертной оценки и оказания содействия предпринимателям в обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В целях оказания консультационной, научно-аналитической, экспертной помощи и иного содействия планируется создание Общественного экспертного совета при Уполномоченном, а также заключение с экспертами (pro bono) соглашений. Безвозмездная экспертная правовая помощь (pro bono) будет оказываться Уполномоченному профессиональными юристами, специалистами, компетентными в отдельных отраслях регулирования на безвозмездной основе на основе соглашения о безвозмездной экспертной правовой помощи.

Экспертная правовая помощь осуществляется в целях правовой оценки обращений предпринимателей, поступивших на рассмотрение                         региональному Уполномоченному, выработки юридических рекомендаций для защиты прав предпринимателя. Эксперт осуществляет правовую оценку материалов обращения, направленного ему региональным Уполномоченным на безвозмездной основе (на общественных началах).

Региональный Уполномоченный обеспечивает распространение информации об эксперте и его деятельности на публичных официальных тематических мероприятиях, в публикациях, посвященных обращениям, над которыми работает эксперт, в целях информирования общественности о помощи эксперта, в целях формирования и поддержания положительной репутации эксперта в профессиональной и общественной среде.

В 2013 году подписано соглашение с одним экспертом (pro bono) по оказанию безвозмездной экспертной правовой помощи.

За период деятельности, проведены рабочие встречи с предпринимательским сообществом муниципальных образований автономного округа (г.г. Тарко-Сале, Новый-Уренгой, Ноябрьск, Губкинский), проведены личные приемы субъектов малого и среднего предпринимательства.

16 сентября и 18 сентября 2013 года в городах Салехард и Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа с целью правового просвещения субъектов малого и среднего бизнеса округа прошел семинар по программе «Актуальные вопросы финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Защита прав и интересов предпринимателей».

На семинаре Уполномоченным были освещены результаты работы с апреля 2013 года по сентябрь 2013 года, обсуждены проблемные вопросы, встречающиеся у субъектов малого и среднего предпринимательства в их деятельности, даны разъяснения по вопросу обращений предпринимателей с заявлениями.

В семинаре приняли участие предприниматели округа, должностные лица налоговых органов округа, последние разъяснили предпринимателям сложные и актуальные вопросы налогового законодательства. С докладом выступили и сотрудники Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, рассказали предпринимателям о порядке исчисления и сроках уплаты страховых взносов, о тарифах страховых взносов и др.

Одним из важных направлений деятельности Уполномоченного является рассмотрение обращений предпринимателей. В соответствии с законодательством, Уполномоченный обязан рассматривать все жалобы предпринимателей, и в течение 10 дней принимать решение о принятии в работу жалобы, либо направлять мотивированный отказ заявителю.

Работа с обращениями предпринимателей часто сопряжена с необходимостью взаимодействия с судами различной юрисдикции, с целью ликвидации нарушений прав предпринимателей.

Так, за 2013 год на рассмотрение Уполномоченному поступило 47 обращений, из них рассмотрено 37 обращений предпринимателей.

40 обращений поступило на региональном уровне (33 рассмотрено, 7 на рассмотрении), 7 обращений направлено Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, из них 4 рассмотрено, 3 на рассмотрении.

По 4 обращениям Уполномоченным приняты решения о направлении заявлений о восстановлении нарушенных прав предпринимателей в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Арбитражный суд ЯНАО) (1 исковое заявление удовлетворено, по 1 заявлению в удовлетворении отказано (решение суда обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд), 2 заявления в настоящее время находятся на рассмотрении).

По 1 обращению Уполномоченный привлечен в судебный процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

По 3 заявлениям субъектов предпринимательской деятельности направлены законодательные инициативы о внесении изменений в нормативно-правовые акты округа.

В качестве положительных примеров рассмотрения обращений предпринимателей можно привести следующие:

1. По итогам рассмотрения обращения генерального директора общества с ограниченной ответственностью <…> по факту несогласия с решением департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о расторжении договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда <…>, предложено внести изменения в Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года № 175-ПГ, в части включения лесного квартала <…> <…> участкового лесничества в зону планируемого освоения лесов, в границах которых предусматривается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности.

Подготовлен проект о внесении изменений в постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года № 175-ПГ в части включения квартала <…> <…> участкового лесничества в зону перспективного освоения лесов для рекреационных целей.

Кроме того, удалось добиться решения о нерасторжении договора аренды земельного участка и продолжить строительство социально значимого объекта на Ямале – спортивно-оздоровительного комплекса.

Предприниматель по итогам рассмотрения обращения обратился в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титова Б.Ю. с благодарственным письмом.

2. 20 мая 2013 года в адрес Уполномоченного поступило обращение от исполнительного директора общественной организации <…> о порядке установления льготной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В ходе рассмотрения обращения внесена законодательная инициатива по вопросу установления льготной выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

Так, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа подготовлен проект постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа «О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года № 1062-П «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа или государственная собственность на которые не разграничена, а также порядка ее оплаты».

Изменения коснутся установления понижающих коэффициентов к кадастровой стоимости земельных участков сроком на 1 год для граждан, являющихся собственниками жилья (части жилого дома), дачных и садовых домов, гаражей и субъектов малого и среднего предпринимательства приоритетные виды деятельности которых утверждены органами местного самоуправления для определения муниципальной поддержки, в разрезе численности населенного пункта.

3. Обращение председателя правления <…> потребительского общества, действующего на основании доверенности председателя совета <…> потребительского общества, на неправомерные действия должностных лиц Администрации одного из муниципальных образований округа  (далее – Администрация), принято Уполномоченным к рассмотрению 15 августа 2013 года.

Из обращения следовало, что 08 июля 2013 года между Управлением имущественных отношений Администрации (далее – Управление) и <…> потребительским обществом заключен договор аренды <…> на пользование сборно-разборным зданием модульного типа – торговый павильон (далее – павильон) общей площадью 53,1 кв.м. в целях оптовой и (или) розничной торговли продовольственными и (или) непродовольственными товарами.

27 июля 2013 года Главой муниципального образования <…> было в устной форме указано освободить данное помещение для переноса павильона в другое место, в связи с тем, что земельный участок, на котором расположен павильон, передан для благоустройства дома культуры.

В тоже время Управлением был издан приказ <…>, который влечет за собой прекращение действий договора аренды, в связи с изменением местонахождения объекта.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 78-ФЗ Уполномоченным было принято решение направить заявление в Арбитражный суд ЯНАО о признании недействительным приказа <…> Управления.

06 ноября 2013 года в Арбитражном суде ЯНАО состоялось судебное разбирательство по заявлению Уполномоченного к Администрации о признании недействительным приказа при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, <…> потребительского общества.

По результатам судебного разбирательства Арбитражным судом ЯНАО заявление Уполномоченного удовлетворено в полном объеме, приказ Администрации признан недействительным.

4. Обращение индивидуального предпринимателя <…> (далее – предприниматель, заявитель) по факту отказа муниципальным унитарным предприятием Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – МУП ЯНАО) в продлении договора аренды, принято Уполномоченным к рассмотрению.

В январе 2008 года предприниматель заключил договор аренды помещения площадью 94,1 кв.м. с МУП ЯНАО для осуществления предпринимательской деятельности по розничной продаже верхней одежды, общая сумма ежемесячной арендной платы составила 127 035 рублей.

01 февраля 2013 года сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому площадь, предоставляемого в аренду помещения, уменьшилась и составила 85,1 кв.м., арендная плата за предоставленное нежилое помещение составила 114 885 рублей ежемесячно.

Срок договора аренды был пролонгирован на тех же условиях и на тот же срок.

В течение 2013 года предпринимателем неоднократно направлялись заявления об уменьшении арендуемой площади до 48 кв.м.

Вместе с тем, только в сентябре 2013 года МУП ЯНАО в письме сообщило о готовности продлить договорные отношения по ранее занимаемой площади 94,1 кв.м. и предложило предпринимателю рассмотреть возможность субаренды помещений.

13 сентября 2013 года было написано новое заявление, в котором предприниматель просил обосновать отказ в уменьшении арендной площади по ранее поданным заявлениям об уменьшении арендной площади.

23 сентября 2013 года в адрес предпринимателя поступила претензия от руководства МУП ЯНАО с требованием оплатить сумму образовавшейся задолженности по арендной плате в размере 156 295 рублей.

В ответ на указанную претензию заявителем письмом пояснено, что с даты, указанных в заявлениях (март, апрель 2013 года), арендуемые торговые площади фактически не используются, с мая 2013 года счета на оплату указанных площадей руководством МУП ЯНАО не выставлялись, задолженности по используемой площади в 48 кв.м. не имеется.

Более того, торговая площадь в размере 15,7 кв.м. с 01 мая 2013 года фактически использовалась другим предпринимателем под склад торгового предприятия, денежные средства за использование помещения данная организация перечисляла на счет МУП ЯНАО, договором аренды отношения оформлены не были, помещение было занято с разрешения директора МУП ЯНАО (указанное обстоятельство подтверждается составленными актами).

01 октября 2013 года предпринимателю предложено освободить занимаемое помещение и занять любое из предложенных, а именно помещение площадью 25,8 кв.м., 37,8 кв.м., 14,4 кв.м., и 32,9 кв.м.

10 октября 2013 года в ответ на указанное письмо предприниматель повторно обратился с заявлением о перезаключении договора аренды помещения площадью 48 кв.м. с 01 ноября 2013 года с целью размещения магазина.

В заключении договора аренды занимаемого помещения другой стороной было отказано.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателя в адрес Уполномоченного.

Уполномоченным, в свою очередь, было подготовлено исковое заявление для направления в Арбитражный суд ЯНАО с целью обязать МУП ЯНАО прекратить в отношении предпринимателя действия по освобождению помещения, указанного в договоре аренды до разрешения дела по существу, а также продлить данный договор аренды на ранее занимаемой площади 48 кв.м.

В ходе досудебного урегулирования спора и принятии мер по данному обращению, Уполномоченным удалось добиться урегулирования спора во внесудебном порядке.

В рамках рассмотрения обращения и.о. директора МУП ЯНАО удовлетворено заявление предпринимателя о заключении договора аренды на ранее занимаемой площади 48 кв.м., сторонами 01 ноября 2013 года заключен договор аренды.

По итогам рассмотрения обращения предприниматель обратилась в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с благодарственным письмом.

За отчетный период Уполномоченным в рамках рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства направлено четыре законодательных инициативы:

1. Предложение о пересмотре Решения Городской Думы 4 созыва от 28 марта 2013 года «О внесении изменения в решение Городской Думы «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования <…>» в части пересмотра показателей отступов от границ земельных участков и установления нулевых отступов. Сегодня, в соответствии с Решением Городской Думы установлены минимальные отступы от границы земельного участка 3 метра.

В настоящее время предложение Уполномоченного находится на рассмотрении в комитете Городской Думы, на ближайшем заседании Городской Думы будет рассмотрен вопрос о внесении в Правила землепользования и застройки предложенных изменений.

2. По обращению генерального директора общества с ограниченной ответственностью <…> по факту несогласия с решением департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о расторжении договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда <...>. Напомним, что на указанном земельном участке общества с ограниченной ответственностью <…> производило строительство социально важного объекта - спортивно-оздоровительный комплекс, единственный в своем роде в муниципальном образовании <…> Ямало-Ненецкого автономного округа.

Предложено внести изменения в Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года № 175-ПГ, в части включения лесного квартала <…> <…> лесничества в зону планируемого освоения лесов, в границах которых предусматривается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности.

На сегодняшний день подготовлен проект внесения изменений в постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года № 175-ПГ в части включения квартала <…> <…> участкового лесничества в зону перспективного освоения для рекреационных целей.

3. Поддержана и внесена законодательная инициатива по вопросу установления льготной выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

Так, в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа подготовлен проект постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа «О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года № 1062-П», которым предусмотрено установление до 31 декабря 2014 года цены земельных участков, для указанной выше категории, в размере процента кадастровой стоимости земельных участков. В настоящее время проект проходит стадию согласования.

4. Предложение о внесении изменений в Решение Собрания депутатов муниципального образования <….> <…> «Об установлении границ территорий, прилегающих к некоторым организациям и объектам муниципального образования <…>, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» (далее - Решение) в части пересмотра способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий. В связи с тем, что организации и (или) объекты могут иметь несколько входов, в том числе пожарных, запасных и т.д., которые не используются для входа посетителей, то при определении «входа для посетителей» необходимо учитывать центральный (главный, основной) вход на обособленную территорию, либо ведущую к центральному «входу для посетителей» в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 425.

На очередном заседании Собрания депутатов муниципального образования <…> рассмотрен вопрос о внесении изменений в указанное выше Решение.

В 2013 году Уполномоченным велась работа по реализации постановления Государственной Думы Российской Федерации от 02 июля 2013 года № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии», прекращено производством уголовных дел в отношении лиц, подпадающих под действие постановления об объявлении амнистии – 2, сумма возвращенного имущества и убытков составляет 8 миллионов  491 тыс. руб. (часть 4 статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Амнистия распространяется на впервые осужденных за преступления, предусмотренные статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации 146, 147, 159.1, 159.4, 171, 171.1, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 177, 178 ч.1, 178 ч.2, 180, 181, 191, 192, 193, 194 ч. 2, 194 ч.2, 194 ч.3 пункт «а», 195, 196, 197, 198, 199, 199.1, 199.2, если эти лица выполнили обязательства по возврату имущества и (или) по возмещению убытков.

Также все впервые осужденные по этим статьям будут освобождены от условных, отсроченных наказаний, в случае УДО от оставшейся части неотбытого наказания, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы.

С лиц, отбывших наказание по перечисленным статьям, будет снята судимость.

По перечисленному списку статей Уголовного Кодекса Российской Федерации будут прекращены уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, если обвиняемые в совершении этих преступлений выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим.

Одним из важных направлений деятельности Уполномоченного является мониторинг правоприменительной практики в автономном округе, выявление нарушений в нормативном регулировании, на предмет наличия пробелов в нормативных правовых актах автономного округа, касающихся деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Уполномоченным, в рамках заключенных соглашений с муниципальными образованиями, предусмотрен обмен информацией сторонами, в том числе проведение Уполномоченным правовых экспертиз на муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие интересы субъектов предпринимательской деятельности. В случае принятия нормативного правового акта, необоснованно затрудняющего ведение предпринимательской деятельности, Уполномоченный вправе направить мотивированное предложение в муниципальное образование о внесении изменений в принятый нормативный правовой акт, об отмене или о приостановлении его действия.

Органы местного самоуправления призваны регулярно представлять в адрес Уполномоченного принятые нормативно-правовые акты в сфере предпринимательства. Согласно проведенного в 2013 году анализа действующего законодательства в адрес 18 глав муниципальных образований автономного округа направлены предложения о внесении изменений в действующие муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, 9 предложений о внесении изменений в действующие муниципальные нормативные правовые акты удовлетворены.

Например, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 04.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Вместе с тем, в ходе мониторинга муниципальных нормативных правовых актов, размещенных на портале «Нормативные правовые акты Российской Федерации» (http://zakon.scli.ru), установлено, что в ряде муниципальных образований не приняты муниципальные нормативные правовые акты в области обращения с отходами.

В ходе проверки представленных муниципальных нормативных правовых актов об осуществлении муниципального, земельного контроля установлено, что в некоторых правовых актах отсутствуют положения, которые предусмотрены частью 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающей проведение внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Уполномоченным при рассмотрении постановления администрации муниципального образования <…> <…> «О летней торговле на территории муниципального образования <…>» выявлено следующее.

Пунктом 2.4. указанного постановления было предусмотрено, что при подаче нескольких заявок на одно место размещения объекта, комиссия согласовывает тому заказчику, у которого вид летнего кафе и, в плане благоустройства прилегающей территории, будет привлекательнее.

Указанное положение не соответствовало действующему законодательству, так как в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

В ходе проверки Решения Собрания депутатов <…> <…> «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования <…>» (далее - Решение) выявлено, что пунктом 1 статьи 35 Решения установлено размещение в санитарно-защитной зоне сельхозугодий для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания, которые не предусмотрены пунктом 5.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Не соответствовал действующему законодательству и пункт 2 названной статьи, предусматривающий размещение в санитарно-защитной зоне предприятий, их отдельные здания и сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство. При наличии у размещаемого в санитарно-защитной зоне объекта выбросов, аналогичных по составу с основным производством, обязательное требование не превышения гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами при суммарном учете.

Отсутствовали в перечне разрешенных к размещению в санитарно-защитных зонах и такие объекты как учебные заведения, питомники растений для озеленения промышленной площадки, предприятий и санитарно-защитной зоны.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 54 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Сегодня целями и задачами института Уполномоченных является не только защита предпринимателей путем рассмотрения их обращений, не только реагирование на уже имеющие место нарушения закона со стороны тех или иных органов или должностных лиц, но и превентивные меры, такие как обучение предпринимателей бесконфликтному ведению бизнеса, введение института медиации, как механизма досудебного разрешения предпринимательских споров, правовое просвещение.

Кроме того, задачи института Уполномоченного направлены на совершенствование механизма обеспечения прав и законных интересов предпринимателей, повышение эффективности правового регулирования в этой сфере, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, на формирование и реализацию государственной и региональной политики в области развития предпринимательской деятельности.

Практика показывает, что институт Уполномоченного способен эффективно влиять на соблюдение прав и интересов предпринимателей, противодействовать бюрократизму, ведомственности и корпоративности. Растет не только востребованность правозащитного института как посредника между органами власти и субъектами предпринимательской деятельности, растут и требования, предъявляемые к нему.

За время работы Уполномоченного сформировалась система сотрудничества и взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления, предпринимательским сообществом.

Конструктивное сотрудничество позволяет Уполномоченному осуществлять свою деятельность более продуктивно, оперативно реагировать на ситуацию.

Значимым фактором в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности остается уровень реакции со стороны должностных лиц автономного округа и органов местного самоуправления на проблемы, изложенные в докладе Уполномоченного.

Уполномоченный выражает уверенность, что приведенные в настоящем докладе факты и оценки, а также рекомендации будут использованы соответствующими органами и должностными лицами для решения конкретных вопросов и для выработки эффективных форм исправления и предупреждения нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Д.А. Бавдурный

28 февраля 2013 г.

г. Салехард